НОВОСТИ ССЫЛКИ
ПУБЛИКАЦИИ НАШИ ДИЛЕРЫ
ЛИЦЕНЗИИ ВАШИ ВОПРОСЫ
Home Поиск Печать

ПУБЛИКАЦИИ В ПРЕССЕ

Проблемы борьбы с терроризмом на транспорте

27.02.2004


Реальность современного мира бесстрастно свидетельствует, что акты террора, ранее достаточно редкого явления, стали повседневным и привычным событием во многих странах практически на всех континентах мира. Печальное подтверждение этому тезису поступило в момент последней коррекции этого текста: по средствам информации сообщили о теракте в Московском метрополитене…
Так сложилось, что именно Россия первой среди крупных государств мира на рубеже тысячелетий стала жертвой международного терроризма. Наша страна на своем опыте сполна испытала, что современный международный терроризм и сопряженные с ним миграция хорошо вооруженных и обученных боевиков, контрабанда оружия, незаконный оборот наркотиков, религиозный экстремизм превратились в один из основных факторов, подрывающих стабильность и мир не только в отдельных странах, регионах, но и на всей планете. Сегодня международный терроризм по существу стал геополитическим вызовом всему мировому сообществу. Он опирается на поддержку разного рода экстремистских организаций, получая от них финансовую помощь, современное оружие, средства связи. Это в свою очередь обусловливает широкий спектр форм его проявления. Российский опыт на Северном Кавказе наглядно показал, что международный терроризм способен эффективно осуществлять как отдельные диверсионно-террористические операции и индивидуальные акции террористов-смертников, так и полномасштабные боевые действия против регулярных войск и правоохранительных формирований.
Однако лишь 11 сентября 2001 года международный терроризм, об угрозе которого Россия давно предупреждала мировое сообщество, стал реальностью для всего человечества, грозно заявив о себе в самом центре мощнейшей державы мира. Обоснованность внешнеполитических инициатив России по организации отпора этому абсолютному злу, к сожалению, получила самое горькое из всех возможных, но и самое убедительное подтверждение. Теперь всем, в том числе и самым ярым критикам российской политики на Северном Кавказе, стало ясно, почему Россия с такой решимостью и непреклонностью стремится уничтожить очаг терроризма на своей территории.
Человечество в большинстве своем осознало, что горе одинаково на всех континентах - вне зависимости от того, какой национальности и где гибнут ни в чем не повинные люди - в парижском или в московском метро, под руинами небоскребов-"близнецов" в Нью-Йорке, в развалинах жилых домов и госпиталей в Москве, Каспийске, Буйнакске, Волгодонске, Моздоке, Тель-Авиве, Эр-Рияде, Иерусалиме или под крышами глинобитных домов в дагестанских селениях Чабан-махи, Кара-махи и Тандо…
Следует отметить, что терроризм, как сложное социальное явление, аккумулирующее в себе систему противоречий общественной жизни, разрешаемых насильственным путем (либо угрозами совершения насилия), достаточно давно существует в России. Однако именно за последнее десятилетие он резко набрал обороты и перешел из разряда достаточно редких в распространенное явление, которое тормозит развитие нашего общества, порождает страх в общественном сознании, изменяет стереотипы мышления, культивирует психологию насилия как способ достижения преступных целей. Как и в начале прошлого века, терроризм в России паразитирует на ослабленном противоречиями и катаклизмами организме общества и государства.
В этой связи международный терроризм, как и терроризм, вообще, является одной из наиболее серьезных угроз национальной безопасности Российской Федерации и требует самого пристального внимания со стороны гражданского общества и государства, его правоохранительных органов и спецслужб.
Если раньше большинство актов терроризма осуществлялось с целью шантажа, когда, например, при захвате заложников террористами выторговывались какие-то выгоды (деньги, возможность покрасоваться перед телекамерами, освобождение "соратников" из тюрьмы), то в последнее время заметна трансформация целевых установок террористов. Зачастую они совершают террористические акты, не выдвигая при этом никаких требований и не беря на себя ответственность за совершенные преступления. Их задача - нанести как можно больший ущерб, не считаясь с человеческими жертвами, посеять панику в обществе, вызвать у людей неверие в способность властей контролировать ситуацию и обеспечить спокойную и безопасную жизнь граждан. Развертывание широкомасштабной диверсионно-террористической деятельности рассматривается лидерами террористических организаций в качестве одного из главных средств достижения поставленных целей.
Сложность борьбы с современным терроризмом, как с явлением, и с отдельными террористами - самоубийцами состоит в том, что они ведут, по сути, регулярную партизанскую войну, повсеместную, тайную, коварную, лишённую всяких правил и морали. Как правило, каждый террористический акт готовится тщательно и профессионально, исполнители заблаговременно изучают объекты, выбирают время, место, средства и методы, а вдохновители щедро финансируют всю эту деятельность. Если раньше террористам, типа Затикяна, необходимо было рассчитывать время и планировать пути отхода с места теракта, то террористам-смертникам часовые замедлители в минах просто не нужны. Им легко затеряться в толпе людей, спешащих утром на работу в поездах метрополитена или в переполненных автобусах и троллейбусах. Ручная кладь их ничем не отличается от таких же сумок, портфелей и модных молодежных рюкзаков, какие везут с собой обыкновенные горожане.
Мировой опыт свидетельствует, что излюбленной целью террористов стали места значительного скопления людей - рынки, важные государственные объекты, концертные залы, общественные центры, госпитали и жилые здания, а также средства и объекты транспорта: электропоезда, автобусы, троллейбусы, метрополитен, полотно железных и автомобильных дорог. Достаточно неожиданным, в том числе для спецслужб, оказалось применение террористами-смертниками в США в качестве "снарядов" захваченных пассажирских самолетов.
Современные террористы чаще всего используют оснащенные металлическими деталями и обрезками для массового поражения людей взрывные устройства из пластида, отдавая им предпочтение перед оружием индивидуального террора. Применение таких взрывных устройств объясняется простотой достижения цели, максимальным поражающим эффектом, а также низкой стоимостью используемых технических средств. К тому же мощные взрывы, значительные разрушения и большое количество жертв вызывают столь необходимое апологетам терроризма эмоциональное воздействие на людей, создают атмосферу страха, паники и психоза. Судя по всему, в обозримом будущем эта ситуация сохранится, и именно к ней гражданскому обществу, правоохранительным органам, спецслужбам и частным предприятиям безопасности необходимо готовиться в рамках антитеррористической борьбы.
Имеющиеся данные показывают, что даже в условиях определенной "шаблонности", например, в неоднократном использовании автомашин со взрывчаткой и "поясов шахидов", двух совершенно одинаковых террористических актов не бывает. Поэтому невозможно во всех случаях готовить и принимать одинаковые предупредительные, профилактические и ответные меры.
Например, если для гражданской авиации тщательная гласная предполетная проверка пассажиров и багажа - привычный и неотъемлемый элемент обеспечения эффективной безопасности полёта и воздушного судна, то при перевозках по железной дороге, в метрополитене и в наземном транспорте организовать такую же поголовную проверку весьма затруднительно.
Между тем, только в США предполетная проверка позволила обнаружить с 1972 по 2001 год более 40.000 единиц огнестрельного оружия и повлекла за собой арест около 15.000 человек.
Несмотря на то, что и этих мероприятий оказалось недостаточно для предотвращения трагедии 11 сентября, ничего другого, более эффективного для обеспечения безопасности авиаполётов, человечество пока не придумало.
Как представляется, в условиях пока недостаточно эффективной агентурной работы российских спецслужб в среде международных террористов и доморощенных бандитов будущее в деле профилактики и предотвращения актов террора на транспорте, на разного рода спортивных и иных зрелищных мероприятиях именно за такими проверками, проводимыми как гласно, так и конспиративно, в зависимости от ситуации и оперативной обстановки.
А повышение их эффективности и результативности мы видим только на пути применения все более и более совершенной техники выявления средств терроризма и в тесной увязке технических мероприятий с оперативными и аналитическими.
К слову сказать, в отличие от США, чьи статистические данные приведены выше, у нас в стране нет пока единого центра, который собирал бы и анализировал всю информацию, поступающую от разных ведомств, ведущих борьбу с терроризмом. Между тем, создание такого центра в России обеспечило бы единую базу данных, доступную в реальном масштабе времени всем нашим ведомствам, организациям и спецслужбам, и расширило бы их возможности в области борьбы с терроризмом.
В целом же иллюзий питать не следует: многовековой опыт (в том числе, Ольстера и Испании) показывает, что в борьбе с терроризмом нет, и не может быть какой-либо панацеи надежного избавления от этого зла. Только продуманный комплекс общегосударственных, профилактических и специальных мер может дать свои результаты.
Не претендуя на полноту отражения подобных мер, считаем возможным привлечь внимание к следующим положениям.
Во-первых, терроризм как явление требует постоянного научного и практического осмысления.
Объектом внимания должны быть, прежде всего, факторы, порождающие терроризм.
Именно они на общегосударственном, правоприменительном уровне являются объектами профилактического воздействия.
В противном случае борьба с терроризмом всегда будет носить характер спонтанного рефлексивного реагирования правоохранительных органов и спецслужб на состоявшиеся акты терроризма (что и наблюдается в России).
Во-вторых, любой акт терроризма должен иметь логическое завершение в виде успешной работы правоохранительных органов по выявлению и наказанию преступников, предупреждению тяжких последствий. Ослабление борьбы с терроризмом или явные неудачи в ней порождают правовой нигилизм в общественном сознании, недоверие граждан ко всей правоохранительной системе.
Факты высокого профессионализма спецслужб (особенно при предании их гласности), напротив, способствуют возрастанию активности самого населения в разоблачении преступников.
В-третьих, повышение значения воспитательной функции борьбы с терроризмом, осуществляемой правоохранительными органами совместно со средствами массовой информации. От их оперативности и позитивной направленности в информировании общественности во многом зависит отношение людей к оценке актов терроризма, их стремление оказать помощь государственным органам.
Поэтому обеспечение требований к объективности, точности и доказательности информации, ее единообразию в официальном звучании - верный залог понимания и поддержки общественности в борьбе с терроризмом.
Что касается мероприятий по борьбе с терроризмом на транспорте, то по нашему мнению, на первом рубеже обороны должны быть профилактические меры, позволяющие надежно перекрыть каналы доставки оружия и взрывчатки в средства и на объекты транспортной системы страны. В частности, достаточно надежным способом предотвращения терактов на транспорте является использование хорошо зарекомендовавших себя в авиации стационарных постов технической проверки пассажиров, ручной клади и багажа.
Работа таких постов должна в обязательном порядке сочетаться с пропускным режимом (контролем билетов), идентификацией личности по документам и, по возможности, с проверкой подозрительных лиц по соответствующим учетам (фото, дактилоскопия и т.п.). Применение таких мер на транспорте позволит в качестве положительного побочного эффекта получить реальное снижение числа случаев вандализма в вагонах и салонах, грабежа, воровства и обыкновенного хулиганства.
В данной статье не предлагаются конкретные тактические варианты организации таких постов контроля - в гласном и конспиративном их исполнении.
Это возможно лишь после изучения всех принципов и тонкостей построения транспортных средств с целью решения антитеррористических задач в конкретных условиях. Однако помочь подобрать необходимые для решения таких задач технические средства мы можем и постараемся это сделать.
Для технического оснащения стационарных постов, как правило, должны применяться средства и методы гласного контроля, которые достаточно хорошо известны, привычны и обеспечивают удовлетворительную эффективность выявления средств терроризма: ручные и арочные металлоискатели, рентгено-телевизионная аппаратура, детекторы паров взрывчатых веществ, индикаторы ионизирующих излучений.
В качестве негласных средств и методов контроля целесообразно применять наблюдение и анализ обстановки на самом посту и на прилегающей территории. Большую помощь в этом могут оказать различные приборы визуального наблюдения: бинокли, зрительные трубы, приборы ночного видения, устройства теленаблюдения, видеозаписи и даже тепловизоры.
Последние существенно расширяют возможности наблюдения в плохих погодных условиях особенно при недостаточном освещении.
Следует отметить, что основным методом в работе сотрудников поста проверки должен стать аналитический подход, когда выявляются не только объекты, подозрительные своей схожестью со средствами терроризма, но и подозрительные моменты в поведении людей.
Так, например, просторная одежда может скрывать замаскированное оружие и взрывные устройства.
В качестве камуфляжа для доставки взрывных устройств к месту проведения акции могут использоваться различные предметы обихода: бытовая электро- и радиоаппаратура, термосы, коробки, футляры и т.п. В отдельных случаях эти приборы могут одновременно сохранять свои основные функции.
Для проноса на объект радиоактивных материалов, как правило, применяются тяжелые металлические защитные контейнеры (если, конечно, злоумышленники не используют курьера "в темную", не заботясь о его безопасности).
Проносимые скрытно оружие и взрывные устройства, а также их компоненты можно выявить по ряду демаскирующих признаков. К ним относятся: наличие сосредоточенных металлических масс и их характерное расположение, следы взрывчатых веществ на руках человека и поверхности предметов, имевших контакт с этими веществами и, наконец, радиоактивное излучение.
Можно предложить организацию двух параллельных потоков досмотра людей и их ручной клади.
На входе объект вместе со своим багажом обследуется индикатором ионизирующих излучений (дозиметром) для выявления возможно имеющихся радиоактивных материалов. Затем контроль людей продолжается при их проходе сквозь рамку стационарного металлоискателя с последующим уточнением при помощи портативного прибора.
Параллельно ручная кладь и багаж проверяются путем просвечивания на рентгено-телевизионных установках, которые позволяют в реальном масштабе времени рассмотреть подозрительный предмет, изучить его внутреннее устройство и во многих случаях идентифицировать инородные включения. Можно обнаружить отдельные элементы взрывных устройств, а также контейнеры с опасными вложениями: отравляющими, раздражающими и радиоактивными веществами.
Как показывает опыт, основное затруднение при обследовании подозрительных предметов связано с анализом теневых изображений. И это тем сложнее, чем больше толщина просвечиваемых предметов. Данный факт известен не только операторам рентгеновской аппаратуры, но и террористам, стремящимся замаскировать свои адские изделия.
В этой связи большой интерес представляет прототип трехмерной (стереоскопической) рентгено-телевизионной установки 3D System, разработанной научно-техническим управлением британской полиции (UK Police Scientific Development Branch) совместно с учеными Ноттингемского университета.
Кроме того, следует отметить относительно новое направление - аппаратуру обратнорассеянного рентгеновского излучения.
Не углубляясь в технические подробности, заметим только, что она позволяет выявлять на рентгеновских снимках подозрительные включения с незначительной плотностью из веществ с малым атомным номером (наркотики, взрывчатка, бумага, другие органические вещества, в частности, человеческие тела).
С помощью детектора паров взрывчатых веществ устанавливается наличие возможного контакта рук проверяемого лица с взрывчатыми веществами при их упаковке и транспортировке. Во многих случаях может оказаться полезным дополнительная проверка с помощью комплекта химреактивов "НТР" для выявления следов взрывчатых веществ на руках людей и поверхности ручной клади (ручках, ремнях, замках и т.п.).
Кроме организации стационарных постов для пассажиров, в ряде случаев следует отдельно решить вопрос досмотра крупногабаритных объектов транспорта: обычных автомобилей, трейлеров, железнодорожных и морских контейнеров. Для этого контрольно-пропускные пункты, аэропорты, железнодорожные и морские терминалы должны оснащаться специальными досмотровыми зеркалами, эндоскопами и мощной рентгеновской аппаратурой, позволяющей "просветить" достаточно крупные объекты.

В качестве основного оборудования для оснащения постов контроля пассажиров (посетителей), их ручной клади и багажа, мы можем рекомендовать:


Стационарный арочный металлоискатель "ПОИСК 3М" и "ПОИСК-3МР" Многозонный арочный металлодетектор "Magnascanner PD 6500" фирмы "Garrett" (США).
Рентгено-телевизионная аппаратура "КАЛАН" и "НОРКА"
Досмотровые зеркала семейства "Шмель" Портативные ручные металлоискатели "СФИНКС ВМ-611" и "ВМ-311"
Портативный поисковый сигнализатор ионизирующих излучений "СР-4" или стационарные приборы "НПС-3М" и "ПС-Д8"
Детектор паров взрывчатых веществ "ПИЛОТ"

Установки обратно-расссеянного рентгеновского излучения для выявления объектов небольшой плотности: взрывчатых веществ, наркотиков
В качестве вспомогательного оборудования на постах контроля следует иметь:
  • Комплекты химреактивов "НТР" для выявления следов взрывчатых веществ.
  • Устройства для локализации и подавления энергии взрыва ("взрывозащитное одеяло") "ФОНТАН" или "LBA Bomb Inhibitor" для временного хранения обнаруженных взрывных устройств.
  • Контейнеры серии "ЭТЦ" для временного хранения и транспортировки взрывных устройств.
  • Эндоскопы гибкие и жесткие.

    Необходимо отметить, что эффективность техники контроля (чувствительность, портативность и т.д.) непрерывно растет и отслеживается нами. Например, внедрение методов выявления взрывчатых веществ и наркотиков, основанных на ядерном квадрупольном резонансе, вселяет определенные надежды на то, что эта проблема будет решена кардинальным образом, а аппаратура будет пригодна для применения в любых тактических условиях.

    Представляемая нами организация - ОАО "НОВО" кроме поставок приведенных выше технических средств, может оказать помощь в выборе тактических вариантов построения гласных и негласных постов контроля, а также организовать обучение и тренировки сотрудников постов, которые производятся по макетам и муляжам в соответствии со специальной программой. Программа включает в себя ознакомление с конструктивными особенностями взрывных устройств или взрывоопасных почтовых отправлений.

    В заключение позвольте пожелать успеха в весьма актуальном в современных условиях деле борьбы с терроризмом на транспорте и выразить готовность оказать любую помощь в полном объеме возможностей и компетенции фирмы "НОВО" и её персонала.

   




СМОТРИТЕ ТАКЖЕ
 
ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ
  "ИНТЕРПОЛИТЕХ-2017"
01.09.2017
Уважаемые господа!

Приглашаем посетить экспозицию ОАО "НОВО" на международной выставке "ИНТЕРПОЛИТЕХ-2017".


  Распродажа со склада, ликвидация остатков!
18.04.2017



КАТАЛОГ | ПРАЙС-ЛИСТ | УСЛУГИ | НОВО ТЕХНИКА | НОВО УТЦ | ЭКСПОЗИЦИИ | КОНТАКТЫ

Copyright © NOVO 2006 All rights reserved.
Designed by SeaDesign.ru


 
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Вы можете получать новости
ОАО "НОВО" по электронной почте